В недавнем времени был принят закон «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторых других законодательных актов Украины об усовершенствовании публичных закупок». Согласно этому акту, изменяется порядок проведения упрощенных закупок.
Согласно части 3 статьи 3 данного закона, если проводится закупка на сумму менее 50 тысяч гривен, заказчик обязуется придерживаться основных принципов проведения публичных закупок товаров и услуг. Кроме того, заказчики могут использовать систему «Прозорро» для прозрачного отслеживания процесса закупок.
Именно о тех закупках, сумма которых не превышает 50 тысяч гривен, и пойдет речь ниже.
Для того чтобы использовать данную систему при проведении закупок, суммой менее 50 тысяч грн., заказчик должен ознакомиться с соответствующей инструкцией (утверждена приказом государственного предприятия «Прозорро» от 19.03.2019 № 10 (в редакции от 17.04.2020 № 18) и обязуется использовать эту инструкцию при работе.
Эта инструкция предусматривает использование системы «ProZorro» для того, чтобы выбрать поставщика товаров и услуг и заключить договор с предпринимателями, которые не являются заказчиками.
До суммы закупок в 50 тысяч гривен, использование сервиса «ProZorro» является добровольным. Если заказчик отказывается от использования, в ряде случаев, ему необходимо предоставить соответствующий отчет о договоре закупки, который заключался вне рамок системы «Прозорро». Такие случаи описываются в данном тексте ниже.
Если заказчику необходимо предоставить отчет в следующих случаях:
Необходимо отметить, что в законодательном акте нет сведений о том, какая сумма закупки является минимальной для обязательного предоставления отчетности. Согласно заявлениям Министерства экономики, рекомендуется отчитываться о закупках от 0,01 до 50 тысяч гривен. Отчет необходимо предоставить в течение 3 лет с момента заключения договора о закупке.
Согласно части 3 статьи 3 данного Закона, заказчик имеет право на заключение как одного, так и нескольких договоров о закупках, стоимость предметов закупки в каждом из которых меньше 50 тысяч гривен.
В этом случае можно опубликовать в системе «Прозорро» несколько разных отчетов, причем реквизиты в них будут совпадать.
Кроме того, можно указывать не общую цену договора, а стоимость приобретения отдельного предмета закупок в каждом из договоров.
Планирование закупок регламентирует статья 4 данного законодательного акта. В связи с тем, что составление годового плана можно расценивать как предпосылку к осуществлению закупок, теперь заказчик может корректировать годовой план согласно изменениям в законе, причем изменения могут вноситься постепенно.
Тем не менее законодательство запрещает разделение закупок по разным договорам, для того чтобы избежать открытых торгов.
Договор о закупке – это хозяйственный договор, который заключается между заказчиком и поставщиком по результатам проведения процедуры закупки и предусматривает оплату услуг, товаров или работ (смотреть п. 6. ч. 1. чт.1 закона).
Из определения договора о закупке следует тот факт, что договор, который предполагает обнародование отчета о договоре о закупке, который заключен без использования электронной системы закупок, в законодательном понимании, не является договором о закупке. Поэтому применение условий статьи 41 Закона к нему считается неприемлемым.