Иногда заказчики тендеров ставят условия, в соответствии с которыми участники торгов обязаны предоставить справку из банка, где обслуживается конкретная компания. В справке должна быть указана информация об отсутствии задолженности перед банком по вопросам кредитования.
Разберем отдельные вопросы обжалования определенных моментов в торгах. Административная коллегия Антимонопольного комитета Украины принимает подобные жалобы по поводу разных вариантов нарушений.
Большинство проблем заключается в том, что заказчики тендеров не обозначают в тендерной документации соответствующие требования. Именно поэтому многие торги часто отменяют по причине обжалования.
Заказчики иногда устанавливают в тендерной документации определенные требования к участникам, например, предоставить справку из конкретного банка об отсутствии задолженности по кредитам и займам. Также возможны и иные требования, которые не всегда удается выполнить, а это иногда может поставить одного из Участников в привилегированное положение перед другими
Остановимся на конкретных вопросах, которые могут возникнуть при обжаловании в постоянно действующей административной коллегии АМКУ в плане проблем в сфере государственных тендеров и конкретных решений заказчиков этих закупок об отклонении поступающих предложений участников, либо об определении конкретных победителей по результатам конкурса с предоставлением справок.
Вопросы возникают, скорее всего, потому, что заказчики, устанавливая вышеупомянутое требование, часто не указывают в тендерной документации конкретный банк.
Рассмотрим к каким выводам приходит специализированная служба. Банк предоставил гарантию – поэтому необходима справка. Рассмотрим решение 21.04.2021 № 8709-р.
Получить консультацию!
Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Суть позиции Заявителей заключается в том, что одним из участников было предоставлено электронную банковскую гарантию, составленную конкретным банком, однако не было предоставлено справки о наличии или отсутствии задолженности именно перед этим учреждением, предоставившим гарантию.
Суть позиции Заказчика заключается в том, что определенным пунктом документации требуется справка, изданная не ранее месячной давности по отношению к дате раскрытия торговых предложений, причем она должна быть выдана банком, в котором обслуживается участник тендерных торгов. Справка должна быть о наличии или отсутствии задолженности.
Суть мотивировочной части решения суда заключалась в том, что документация не содержит отдельных требований о необходимости предоставления справок именно из всех обслуживающих банков.
Суть позиции заявителя заключается в том, что в составе тендерного предложения конкретного участника были предоставлены справки из определенного банка. В составе тендерного предложения этого участника предоставлены действующие договоры, в которых указан счет в другом банке. Справка по указанному банку в составе тендерного предложения этого участника отсутствует.
Суть мотивировочной части решения: Заказчик не доказал и документально не подтвердил, что указанный другой банк является обслуживающим на момент подачи Предложения.
Рассмотрим еще одну ситуацию на основе решения от 21.04.2021 № 8649-р. Суть позиции Заявителей заключается в том, в открытых источниках, а именно в системе Прозорро, есть документы подтверждающие, что у компании есть счета и в других обслуживающих банках. Жалобщик добавляет, что участником представлено справку об открытии расчетного счета и справку об отсутствии просроченной задолженности по кредитам в конкретном банке.
Суть мотивировочной части решения Органа обжалования заключается в том, что в составе тендерного предложения действительно содержится справка об открытии счета в определенном банке и справка об отсутствии задолженности. Но при этом заявитель не доказал, что именно этот банк является обслуживающим. Наличие у компании открытого счета в банке не является фактом того, что именно этот банк для нее ключевой. Возможно, счета есть и в других банках, перед которыми у компании уже может быть определенная задолженность.
Также бывают вопросы относительно содержания справок из обслуживающих банков. Нюанс заключается в том, что у банков, зачастую, справки составляются по определенной форме, которая не всегда соответствует требованиям к тендерной документации. При этом требования к документации могут быть вполне индивидуальными.
В качестве примера рассмотрим решение органа обжалования от 25.09.2020 № 18105. Суть позиции Заказчика заключается в том, что предоставления информации об отсутствии у Участника просроченной задолженности по кредитам не исключает наличия у Участника задолженности по договорам займа, а потому справки по банковской форме будет недостаточно для соответствия тендерным требованиям.
Суть мотивировочной части решения Органа обжалования заключается в том, что в составе Предложения содержится справка, в которой указано в частности: Банк сообщает, что на 13 мая 2020 года эта организация не имеет задолженности по кредитам.
Таким образом можно утверждать, что множество случаев обращения в постоянно действующую административную коллегию Антимонопольного комитета Украины связано именно с недостаточно правильным и полным содержанием банковских справок. Ситуации часто повторяются, поскольку у банков не существует единого формата подготовки справок, а требования к тендерной документации часто содержат вовсе индивидуальные условия, в зависимости от Заказчика. Проблему можно решить тщательной подготовкой, либо же созданием консолидированных правил.