Если права или интересы участника тендера были нарушены, то он имеет право подать жалобу на заказчика со ссылкой на условия тендера, указанные в документации. При этом подавать жалобу необходимо в соответствии с предписаниями, приведенными в тексте 18 статьи Закона Украины «О публичных закупках». Тексты жалоб рассматриваются комиссией, которая носит название административной коллегии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок Антимонопольного комитета Украины. Эта же коллегия выносит решение об удовлетворении или отклонении жалобы участника тендера.
В тексте данной статьи мы разделили все причины, из-за которых участник тендера может подать жалобу на заказчика, на несколько основных групп. Ниже приведены наиболее частые причины оспаривания условий государственных тендеров участниками. В анализе не брались в расчет жалобы, которые были частично или всецело удовлетворены решением Антимонопольного комитета Украины.
Если выделять группы причин, по которым участник обращается с жалобой на условия тендера от государственного заказчика, то их можно разделить следующим образом, в зависимости от вопросов, которые оспариваются:
Ниже разберемся в особенностях подачи жалоб по каждому из вышеприведенных поводов.
Наиболее часто суть жалобы по поводу самого предмета закупки заключается в том, что заказчик объединяет несколько видов продукции в один лот. Это неизбежно ведет к монополизации закупок и нарушению самого принципа тендеров. Кроме того, участники часто подают жалобы, если обнаруживают что «уникальные» с их точки зрения позиции, не разделялись на отдельные лоты.
Можно привести конкретный пример – государственный заказчик внес в предмет закупки шесть лекарственных препаратов, имеющих сходный состав и действующее вещество, но разные торговые наименования. Здесь налицо нарушения правила «один товар или услуга – один лот». Антимонопольный комитет в данном случае установил вину заказчика в нарушении и обязал внести изменения в тендерную документацию, разделив препараты по шести разным лотам (см. RU-2019-08-08-000508-a).
Практика подачи таких жалоб более обширна. Можно назвать следующие распространенные случаи обжалования квалификационных требований, когда заказчик требует предоставить:
Кроме того, часто обжалуются:
Если тендерная документация содержит требования следующего характера, то участник может оспорить их:
Помимо этого, если заказчик избрал победителя, другие участники могут подать апелляцию. После этого останавливаются сроки на заключения договора (в день подачи жалобы), продлеваются они со следующего дня после вынесения решения компетентных органов.
Они могут быть оспорены в случаях, когда заказчик:
Установление в тендерной документации дополнительных требований к банковской гарантии, кроме требований в постановлении Правления НБУ от 15.12.2004 № 639.
А также установление в европейских торгах срока действия обеспечения тендерного предложения с даты раскрытия предложений, которая может изменяться системой, вместо установления такого срока – с конечного срока подачи предложений (UA-2018-07-17-000470-a, UA-2019-06-10-000115-b).
Если заказчик установил в проекте договора о закупке дополнительные требования, которые не предусмотрены законом, то такое решение может быть обжаловано. Например, в случае установления дополнительной ответственности или оплаты поставщиком услуг консультаций, и т.д. (смотреть UA-2019-08-08-000508-a)
В тендерной документации допускаются несущественные ошибки формального характера, допущение которых не приводит к отклонению предложения. К таким несущественным ошибкам относятся описки и технические ошибки, не влияющие на содержание.
Другие случаи могут быть обжалованы:
В Законе «О публичных закупках» указано, что несущественными ошибками считаются только технические ошибки, не влияющие на содержание и описки. У данных терминов отсутствуют определения, поэтому между заказчиком, участниками и Антимонопольным комитетом возникают противоречия, решаемые в индивидуальном порядке.