Ru
Международная линия связи +380 44 221-36-84
Бесплатная линия в Украине 0-800-502-761
Международная линия связи +380 44 221-36-84
Бесплатная линия в Украине 0-800-502-761
Международная линия связи +380 44 221-36-84
Бесплатная линия в Украине 0-800-502-761

Причины обжалования тендера: практика Антимонопольного комитета Украины

Если права или интересы участника тендера были нарушены, то он имеет право подать жалобу на заказчика со ссылкой на условия тендера, указанные в документации. При этом подавать жалобу необходимо в соответствии с предписаниями, приведенными в тексте 18 статьи Закона Украины «О публичных закупках». Тексты жалоб рассматриваются комиссией, которая носит название административной коллегии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок Антимонопольного комитета Украины. Эта же коллегия выносит решение об удовлетворении или отклонении жалобы участника тендера.

В тексте данной статьи мы разделили все причины, из-за которых участник тендера может подать жалобу на заказчика, на несколько основных групп. Ниже приведены наиболее частые причины оспаривания условий государственных тендеров участниками. В анализе не брались в расчет жалобы, которые были частично или всецело удовлетворены решением Антимонопольного комитета Украины.

Если выделять группы причин, по которым участник обращается с жалобой на условия тендера от государственного заказчика, то их можно разделить следующим образом, в зависимости от вопросов, которые оспариваются:

  • Сам предмет закупки;
  • Документы и информация, которые свидетельствуют о соответствии участника условиям тендера;
  • Техническое предложение;
  • Реализация предложения по тендеру;
  • Проект договора о закупке;
  • Общие критерии;
  • Ошибки в документах, носящие формальный характер.

Ниже разберемся в особенностях подачи жалоб по каждому из вышеприведенных поводов.

Когда участник обжалует предмет закупки

Наиболее часто суть жалобы по поводу самого предмета закупки заключается в том, что заказчик объединяет несколько видов продукции в один лот. Это неизбежно ведет к монополизации закупок и нарушению самого принципа тендеров. Кроме того, участники часто подают жалобы, если обнаруживают что «уникальные» с их точки зрения позиции, не разделялись на отдельные лоты.

Можно привести конкретный пример – государственный заказчик внес в предмет закупки шесть лекарственных препаратов, имеющих сходный состав и действующее вещество, но разные торговые наименования. Здесь налицо нарушения правила «один товар или услуга – один лот». Антимонопольный комитет в данном случае установил вину заказчика в нарушении и обязал внести изменения в тендерную документацию, разделив препараты по шести разным лотам (см. RU-2019-08-08-000508-a).

Квалификационные документы и требования: в каких случаях подают жалобы?

Практика подачи таких жалоб более обширна. Можно назвать следующие распространенные случаи обжалования квалификационных требований, когда заказчик требует предоставить:

  • копии или непосредственно оригиналы документации, которые были поданы через систему ProZorro.
  • документы или справки, которые дублируют информацию из документов, поданных ранее;
  • определенный документ, подтверждающий информацию, если ее можно подтвердить с помощью другой документации;
  • рекомендации и отзывы о сотрудничестве с этим участником от других заказчиков или от самого государственного заказчика.

Кроме того, часто обжалуются:

  • требования самостоятельно предоставить информацию, находящуюся в открытом доступе;
  • установленный способ подтверждения отсутствия оснований, указанных пунктами 2,3,5,6,8 первой и второй части 18 статьи для всех участников тендера.
  • определение «аналогичности» договора, не подтвержденное документально;
  • необоснованная установка требований по количеству специалистов в штате участника;
  • другие требования к организации трудовых отношений в фирме участника – требования к рабочему расписанию, требования предоставить трудовые книжки или договора и так далее;
  • требования к наличию конкретного оборудования и требования предоставить документальное подтверждение наличия перечня оборудования и права на использование оборудование.

Жалобы, связанные с техническим предложением

Если тендерная документация содержит требования следующего характера, то участник может оспорить их:

  • устанавливаются конкретные требования к характеристикам предмета, которым удовлетворяет только продукт одного конкретного производителя;
  • отсутствует возможность предоставить эквивалентную продукцию;
  • отсутствуют конкретные требования к предмету;
  • нельзя привлекать субподрядчиков, хотя Закон этого не запрещает в данном случае;
  • отсутствие конкретных требований к эквиваленту предмета закупки.

Помимо этого, если заказчик избрал победителя, другие участники могут подать апелляцию. После этого останавливаются сроки на заключения договора (в день подачи жалобы), продлеваются они со следующего дня после вынесения решения компетентных органов.

Причины обжалования тендера: практика Антимонопольного комитета Украины

Оспаривание общих требований к тендерной документации

Они могут быть оспорены в случаях, когда заказчик:

  • установил дополнительные требования к документации для подачи заявки на тендер, которые не предусмотрены законом или необоснованны по другим причинам, в результате чего происходит монополизация закупок;
  • отклоняет предложение без существенных оснований, определенных законодательными актами;
  • изменил тендерную документацию после истечения установленного срока;
  • отказался выполнять решение АМКУ;
  • не зафиксировал требования о том, что необходимо предоставить в составе тендерного предложения, документации, установленной данными приложениями: UA-2019-04-16-000620-b, UA-2019-04-22-000637-a

Обеспечение предложения в соответствии с Постановлением

Установление в тендерной документации дополнительных требований к банковской гарантии, кроме требований в постановлении Правления НБУ от 15.12.2004 № 639.

А также установление в европейских торгах срока действия обеспечения тендерного предложения с даты раскрытия предложений, которая может изменяться системой, вместо установления такого срока – с конечного срока подачи предложений (UA-2018-07-17-000470-a, UA-2019-06-10-000115-b).

Жалобы на дополнительные требования к проекту договора

Если заказчик установил в проекте договора о закупке дополнительные требования, которые не предусмотрены законом, то такое решение может быть обжаловано. Например, в случае установления дополнительной ответственности или оплаты поставщиком услуг консультаций, и т.д. (смотреть UA-2019-08-08-000508-a)

Жалобы на формальные ошибки в документации

В тендерной документации допускаются несущественные ошибки формального характера, допущение которых не приводит к отклонению предложения. К таким несущественным ошибкам относятся описки и технические ошибки, не влияющие на содержание.

Другие случаи могут быть обжалованы:

  • Отсутствует описание и пример формальных ошибок;
  • допущены ошибки, которые не относятся к несущественным, но отнесены к таковым;
  • отклонено тендерное предложение на основании допущения несущественных ошибок (например, отсутствие печатей или подписей, дат и т.д.). См. приложение UA-2019-07-12-000395-c.

В Законе «О публичных закупках» указано, что несущественными ошибками считаются только технические ошибки, не влияющие на содержание и описки. У данных терминов отсутствуют определения, поэтому между заказчиком, участниками и Антимонопольным комитетом возникают противоречия, решаемые в индивидуальном порядке.

Получите
бесплатную консультацию!