В случае, когда происходят электронные закупки, обязательно следует помнить о таких моментах:
Вряд ли найдешь людей, которых удивляет переход большинства процессов в виртуальный мир. Не считаются необычными и некоторые работы и профессии, которые безболезненно переступают в сферу онлайн существования. А ускорение здесь можно объяснить карантином, который очень повлиял на ситуацию в мире. И заметьте, по этой причине только увеличилась скорость, а подобные тенденции уже давно наблюдаются в процедурах государственных тендеров. Например, существование публичных закупок в электронной системе ProZorro (Прозорро) происходит уже около 5 лет. И в ходе этих операций следует учитывать такие моменты, как электронный способ подачи документов и использования электронной подписи для их заверения в составе тендерных предложений.
Относительно обязательного наложения ЭЦП (КЭП) на документы, которые используются для представления в составе тендерных предложений, то и дело возникают вопросы у многих участников публичных закупок. Дело в том, что наложение электронно-цифровой подписи на документах предложения считается одним из обязательных требований заказчиков. А по этой причине, именно отсутствие выполнения этого пункта является поводом для отклонения тендерного предложения. Именно поэтому участнику надо быть предельно внимательным и не забывать о дополнительном наложении электронной цифровой подписи, если такое условие предусмотрено заказчиком по тендерной документации.
В случае не соблюдения требований по ЭЦП на документах, заказчик оставляет за собой право расценивать данное обстоятельство как нарушение соответствия условиям документации. Тем более, решение заказчика по поводу отклонения участника будет почти стопроцентно поддержано АМКУ. Суть вопроса заключается в заблаговременном определении требований относительно ЭЦП в тендерной документации. Прежде всего, это касается документов, которые будут включены в состав предложения. Но наряду с требованиями о наложении ЭПЦ, обоснованием для отклонения полученного предложения со стороны заказчика считается предварительное включение этого условия в собственную документацию. В противном случае, отклонение будет признано АМКУ неправомерным.
Согласно действующей редакции Закона о публичных закупках, участникам процесса следует рассчитывать на цель использования электронной системы закупок Прозорро в виде представления тендерных предложений и их оценки. Также следует отметить, что создание и представление документов происходит на почве таких законодательных условий:
До того, установление требований о наложения ЭЦП на тендерное предложение не регламентируется законодательством относительно публичных закупок. Здесь все решается благодаря обязательствам участника соблюдать предусмотренные условия, и только в случае, когда те заранее указаны в документации заказчика. Но все перечисленные условия не имеют никакого отношения к тем участникам, которые не являются резидентами Украины. Предъявление этого требования к гражданам других стран считается дискриминацией.
Регулирование вопросов такого направления подчиняется действующему закону «Об электронных доверительных услугах» от 05.10.2017 № 2155-VIII, который вступил в силу 07.11.2018 года. А использование этого нормативного акта в отношении сравнения ЭПЦ к КЭП, имело место до 07.11.2020-го.
Таким образом, следует сделать вывод по поводу обретения КЭП той же юридической силы, что и собственноручная подпись. Это подтверждается и наличием презумпции соответствия собственноручной подписи.
Нормативных документов, с помощью которых происходило бы регламентирование требований о наложении участниками на тендерные предложения ЭЦП (КЭП), пока не существует. Единственное, что должно сделать заинтересованное лицо с целью соблюдения своих интересов - это тщательно изучить требования другой стороны.
Представление и создание документов и сведений с учетом условий, указанных в упомянутых выше законах. Целью этой задачи являются операции по предоставлению тендерных предложений и их оценки в ходе применения системы Прозорро. Таким образом, обязательными реквизитами электронного экземпляра оригинального документа считается электронная подпись автора или его аналог, равный собственноручной подписи. А потому, вполне естественным будет вывод о наличии среди перечня обязательных реквизитов для созданных участником документов еще и подписи электронного документа.
Причисление документации, представленной вместе с тендерным предложением, до оригинальных версий электронного документа, происходит только в случае присутствия обязательных реквизитов. Надо быть особенно аккуратными, если дело касается ЭЦП/КЭП.
Предельного внимания эта тема заслуживает еще и по тому поводу, что требование наложения ЭЦП (КЭП) предусматривается в случаях обжалования операций по закупкам или решениям заказчика. Дело в том, что все эти документы должны быть представлены в электронном виде.
Кроме того, физическим и юридическим лицам следует принять во внимание изменения действующего законодательства о публичных закупках. Главным образом это касается редакции ст. 18 Закона от 19 апреля этого года, который касается регулирования порядка обжалования закупок. Сейчас, поддержка площадки E-Tender.ua осуществляется для определенного перечня Аккредитованных центров сертификации ключей (АЦСК).
Ради исключения ошибочных действий и бессмысленной суеты, участникам надо учитывать такие моменты: